Календарь |
---|
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
МО учителей начальной школыБезталанова И.Г.
Урок математики в четвёртом классе (Система Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.) Автор учебника: Э.И.Александрова. Тема урока: Нахождение площади произвольного треугольника (равнобедренного, равностороннего, разностороннего) Цель: найти и зафиксировать способ определения площади непрямоугольного треугольника. Тип урока. Решение частной задачи. Оборудование: планы урока, составленные детьми, листы для групповой работы, на одном из которых начерчен равнобедренный треугольник, на другом — равносторонний, на третьем — разносторонний, маркеры (по количеству групп).Ход урока I. Создание ситуации успеха. (На доске вывешены все планы урока, составленные детьми. Одной из задач урока, проведенного накануне, было обсуждение детских планов. Ребята пришли к выводу, что наиболее точные планы составлены Яной и Викой) У.: Сегодняшний урок пройдет по составленному вами плану. Благодаря вам мне было легко готовиться к уроку. Чему будет посвящен урок? Д.: Площади. У: Какие вопросы вы можете задать друг другу по этой теме? Д.: Что такое площадь? Чем площадь отличается от периметра? Бывают ли фигуры, у которых нет площади? Какие это фигуры? Есть ли такие фигуры, у которых есть периметр, но нет площади, и наоборот? Как найти площадь прямоугольника? Как найти площадь прямоугольного треугольника? На доске запись: 1) x = а • Ь 3) х = а - b : 2 5) х = 93 – З а – 2 b - с – 6 d 2) х = 2а + 2b 4) х =18:3 У: Определите, чем является х в каждом случае. Не записывая формулу, поставьте ее номер, схематично изобразите фигуру и обозначьте то, что в ней находят, т. е. искомую величину. (Далее проводится фронтальная проверка выполнения задания.) Влад: (рассказывающий о формуле №1): В данном случае х — это площадь прямоугольника. (Дети соглашаются.) Настя: (работающий с формулой №2): В данном случае х — это периметр прямоугольника. Д.: И все? Р. (задумывается): Еще это может быть периметр параллелограмма. Д.: И все? Настя: А, поняла, еще ромбоида. (Дети соглашаются.) Саша: (работающий с формулой №3): В данном случае находят площадь прямоугольного треугольника. (Дети соглашаются.) Аня: (работающая с формулой №4): Я думаю, что здесь х — это сторона равностороннего треугольника. Д.: Почему? Аня: Потому что мы периметр делим на три одинаковых части, а это возможно только у равностороннего треугольника. Д.: А больше ничем х не может быть? Аня: Может быть, и может, но я не знаю. Д.: Думаю, х может быть одной из сторон прямоугольника, если 18 — это площадь, а 3 — это другая сторона. (Дети соглашаются.) Никита: (работающий с формулой №5): В данном случае х — это сторона многоугольника. Д.: А сколько у него углов? Никита: Сейчас посчитаю. (Считает вслух.) Три и два — это пять. Сторона с одна — это шесть. И еще шесть — это двенадцать. Значит, мы ищем тринадцатую сторону, х — это сторона тринадцатиугольника. (Дети соглашаются.) У: Молодцы! Поднимите руки те, для кого это задание было легким. (Практически все дети поднимают руки.) У: Думаю, что и следующее задание будет для вас интересным. Начертите у себя в тетради одну фигуру, запишите формулу и вычислите ее площадь. (Взаимопроверка.) У: Поднимите руку те, чей сосед справился с заданием без ошибок. Учитель обращается поочередно к нескольким детям с вопросом: «По какой формуле ты находил(а) площадь своей фигуры?» (После того как ребенок прочитывает формулу, дети определяют, какая фигура начерчена у него в тетради.) II. Постановка и решение частной задачи. У: Мы можем переходить к следующему пункту нашего плана? Д.: Можем. У: Что мы собирались делать дальше? Д.: Нужно выбрать фигуру, площадь которой мы будем сегодня находить. У: Я знаю, что вам хотелось находить площадь «сложной» фигуры, но если не возражаете, то я предлагаю начать с треугольника. (Дети соглашаются.) У: Какие вы знаете треугольники? Д.: Равнобедренный, равносторонний, разносторонний. У: Будем работать отдельно с каждым или сразу со всеми, поскольку они треугольники? Д.: Сразу со всеми. У.: Как будете работать? Д.: Конечно, в группах. У нас так и в плане написано. По просьбе учителя дети собираются в три группы. Учитель дает первой группе большой лист с начерченным равнобедренным треугольником; второй группе — лист с начерченным равносторонним треугольником; третьей группе — лист с начерченным разносторонним треугольником. У (обращается к группам): Что будете искать? Д.: Площадь треугольника. У: Что вам в этом поможет? Д.: Прямоугольник и прямоугольный треугольник. У: Найдите рациональный способ и зафиксируйте его в удобной форме. Работа в группах Обсуждение результатов работы групп. Результаты работы групп выглядели таким образом: У: Что вы можете сказать о способах, найденных группами? Д.: Это один и тот же способ. У: В чем он заключается? Д.: Внутри треугольника нужно провести отрезок так, чтобы треугольник превратился в два прямоугольных треугольника. Нужно найти сначала площадь первого прямоугольного треугольника, затем второго и эти площади сложить. Андрей: А я увидел ещё один способ нахождения площади непрямоугольного треугольника. У.: В таком случае следует обсудить, какой из способов рациональнее.) У.: Как могло получиться, что для нахождения площади разных треугольников вы использовали один и тот же способ? Д.: Какая разница, какой треугольник разбивать на прямоугольные треугольники? Я думаю, что и с другими фигурами надо так поступать. У. (соглашается и показывает): Этот отрезок, выходящий из вершины угла и опускающийся на противоположную сторону под прямым углом, называется высотой. Высота обозначается буквой h. Запишите способ в тетрадь. У.: У вас появилась замечательная мысль относительно нахождения площади других фигур. Хотите ее проверить? Д.: Хотим. Учитель открывает запись на доске: У: Ну что, есть варианты? Дети по одному выходят к доске и предлагают свои варианты. В результате обсуждения запись на доске приобретает такой вид: III. Итоговая рефлексия. У: Урок подходит к концу. Что еще осталось в нашем плане? Д.: Нужно записать способы формулами. Еще нужно выяснить, может быть, другие способы есть. Нужно научиться пользоваться способами. Нет, сейчас мы не успеем все это сделать. Нужно подвести итог урока. У: Хорошо. Кто хочет это сделать? Д.: Какую цель мы поставили на прошлом уроке? Как бы вы назвали наш урок? Нашли способ? В чем он заключается? Что было на уроке самым важным? Что будем делать завтра? Кто хочет кого-нибудь похвалить? К концу учебного года обучения учитель фактически передает функцию планирования продвижения в освоении предметного содержания коллективному субъекту учебной деятельности. |
|