Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSSВторник, 30.04.2024, 07:31

Добро пожаловать на сайт-спутник Лицея города Климовска




Меню сайта
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

МО учителей начальной школы

Безталанова И.Г.

Урок математики в четвёртом  классе
(Система  Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова.)
Автор учебника: Э.И.Александрова.

Тема урока: Нахождение площади произвольного треугольника (равнобедренного,  равностороннего, разностороннего)
 Цель: найти и зафиксировать способ  определения площади не­прямоугольного треугольника.
  Тип урока. Решение  частной задачи.
  Оборудование: планы урока, составленные детьми, листы для групповой  работы, на одном из которых начерчен равнобедренный тре­угольник, на другом —  равносторонний, на третьем — разносторонний, маркеры (по количеству групп).

Ход урока
 
  I. Создание ситуации успеха.
  (На доске вывешены все планы урока, составленные детьми. Од­ной из  задач урока, проведенного накануне, было обсуждение детских планов. Ребята  пришли к выводу, что наиболее точные планы составле­ны Яной и Викой)

У.: Сегодняшний урок пройдет по составленному вами  плану. Бла­годаря вам мне было легко готовиться к уроку. Чему будет посвящен  урок?
  Д.: Площади.
  У: Какие вопросы вы можете задать друг другу по этой  теме?
  Д.: Что такое площадь?
  Чем площадь отличается от периметра?
  Бывают ли фигуры, у которых  нет площади?
  Какие это фигуры?
  Есть ли такие фигуры, у  которых есть периметр, но нет площа­ди, и наоборот?
  Как найти площадь прямоугольника? Как найти площадь  прямоугольного треугольника?

На доске запись:
  1)  x = а • Ь         3) х = а - b : 2       5) х = 93 – З а – 2 b - с – 6 d
  2)  х = 2а +  2b    4) х =18:3
  У: Определите, чем является х в каждом случае. Не записывая формулу, поставьте ее номер, схематично  изобразите фигуру и обо­значьте то, что в ней находят, т. е. искомую величину.
  (Далее проводится фронтальная проверка выполнения  задания.)
 
  Влад:  (рассказывающий о формуле №1): В данном случае х — это площадь  прямоугольника.   (Дети соглашаются.)
  Настя: (работающий с формулой  №2): В данном случае х — это пе­риметр прямоугольника.
  Д.: И все?
  Р. (задумывается): Еще  это может быть периметр параллелограм­ма.
  Д.: И все?
  Настя: А, поняла, еще ромбоида.
  (Дети соглашаются.)
  Саша:  (работающий с формулой №3): В данном случае находят пло­щадь прямоугольного треугольника.
  (Дети соглашаются.)
  Аня: (работающая с  формулой №4): Я думаю, что здесь х — это сторона равностороннего  треугольника.
  Д.: Почему?
  Аня: Потому что мы  периметр делим на три одинаковых части, а это возможно только у равностороннего  треугольника.
  Д.: А больше ничем х не может быть?
  Аня: Может быть, и может, но я не знаю.
  Д.: Думаю,  х может быть одной из сторон  прямоугольника, если 18 — это площадь, а 3 — это другая сторона.
  (Дети соглашаются.)
  Никита: (работающий с  формулой №5): В данном случае х — это сто­рона многоугольника.
  Д.: А сколько у него углов?
  Никита:  Сейчас посчитаю. (Считает вслух.) Три и два — это пять. Сто­рона с одна — это шесть. И еще шесть — это двенадцать.  Зна­чит, мы ищем тринадцатую сторону, х — это сторона тринадцатиугольника.
  (Дети соглашаются.)
  У: Молодцы! Поднимите руки те,  для кого это задание было лег­ким.
  (Практически все дети поднимают руки.)
  У: Думаю, что и следующее задание будет для вас  интересным. Начертите у себя в тетради одну фигуру, запишите формулу и  вычислите ее площадь. (Взаимопроверка.)

У: Поднимите руку те, чей  сосед справился с заданием без оши­бок.
  Учитель обращается поочередно к нескольким детям с  вопро­сом: «По какой формуле ты находил(а) площадь своей фигуры?»
  (После того как  ребенок прочитывает формулу, дети определяют, какая фигура начерчена у него в  тетради.)
 
  II. Постановка и решение частной задачи.

У: Мы можем переходить к следующему пункту нашего  плана?
  Д.: Можем.
  У: Что мы собирались делать дальше?
  Д.: Нужно выбрать фигуру, площадь которой мы будем  сегодня находить.
  У: Я знаю, что вам хотелось находить площадь «сложной»  фигуры, но если не возражаете, то я предлагаю начать с треугольника. (Дети соглашаются.)
  У: Какие вы знаете треугольники?
  Д.: Равнобедренный, равносторонний, разносторонний.
  У: Будем работать отдельно с каждым или сразу со  всеми, посколь­ку они треугольники? Д.: Сразу со всеми.
  У.: Как будете работать?
  Д.: Конечно, в группах. У нас так и в  плане написано.
  По просьбе учителя дети собираются в три группы.  Учитель дает первой группе большой лист с начерченным равнобедренным треуголь­ником;  второй группе — лист с начерченным равносторонним треуголь­ником; третьей  группе — лист с начерченным разносторонним треу­гольником.
  У (обращается к группам): Что будете искать?
  Д.: Площадь треугольника.
  У: Что вам в этом поможет?
  Д.: Прямоугольник и прямоугольный треугольник.
  У: Найдите рациональный способ и зафиксируйте его в удобной форме.

Работа в группах

Обсуждение результатов работы групп.
  Результаты работы групп выглядели таким образом:

У: Что вы можете сказать о способах, найденных  группами?
  Д.: Это один и тот же способ.
  У: В чем он заключается?
  Д.: Внутри треугольника нужно провести отрезок так,  чтобы тре­угольник превратился в два прямоугольных треугольника. Нужно найти  сначала площадь первого прямоугольного треугольника, затем второго и эти  площади сложить.
  Андрей: А я увидел ещё один способ нахождения площади  непрямоугольного треугольника.

У.: В таком случае следует обсудить, какой из способов  рациональнее.)

У.: Как могло  получиться, что для нахождения площади разных тре­угольников вы использовали  один и тот же способ?

Д.: Какая разница, какой треугольник разбивать на  прямоугольные треугольники? Я думаю, что и с другими фигурами надо так  поступать.
У. (соглашается и показывает):  Этот отрезок, выходящий из вер­шины угла и опускающийся на противоположную  сторону под прямым углом, называется высотой. Высота обозначается бук­вой h. Запишите  способ в тетрадь.
У.: У вас появилась  замечательная мысль относительно нахожде­ния площади других фигур. Хотите ее  проверить?
Д.: Хотим.
  Учитель открывает запись на доске:

У: Ну что, есть варианты?
  Дети по одному выходят к доске и предлагают свои  варианты. В результате обсуждения запись на доске приобретает такой вид:

III. Итоговая рефлексия.

У: Урок подходит к концу. Что еще осталось в нашем  плане?
  Д.: Нужно записать способы формулами.
  Еще нужно выяснить, может быть, другие способы есть.
  Нужно научиться пользоваться способами.
  Нет, сейчас мы не успеем все это сделать. Нужно подвести  итог урока.

У: Хорошо. Кто хочет это сделать?
  Д.: Какую цель мы поставили на прошлом уроке?
  Как бы вы назвали наш урок?
  Нашли способ?
  В чем он заключается?
  Что было на уроке самым важным?
  Что будем делать завтра?
  Кто хочет кого-нибудь похвалить?

К концу учебного года обучения  учитель фактически переда­ет функцию планирования продвижения в освоении  предметного содержания коллективному субъекту учебной деятельности.

Наша эмблема
Дневник on-line
Дискуссионный клуб
Поиск
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz